18 апреля 1991 года N 1026-1[1]
РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ
РЕСПУБЛИКА ЗАКОН[2] О МИЛИЦИИ Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1.
Милиция[3] в РСФСР[4] Милиция в РСФСР -
система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать
жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и
государства от преступных и иных[5] противоправных
посягательств[6] и наделённых правом[7] применения мер принуждения. Милиция входит в
систему Министерства внутренних дел[8] РСФСР. Задачами милиции
являются: - обеспечение
личной безопасности граждан[9]; - предупреждение
и пресечение преступлений и административных правонарушений[10]; - раскрытие
преступлений[11]; - охрана
общественного порядка и обеспечение общественной безопасности[12]; - оказание помощи[13] в пределах[14], установленных настоящим
Законом, гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям,
организациям и общественным объединениям в осуществлении[15] их законных прав и
интересов. Иные задачи на
милицию могут быть возложены только законом[16]. Статья 3.
Принципы деятельности милиции Деятельность
милиции строится в соответствии с принципами[17] законности, гуманизма,
уважения прав человека[18], гласности[19]. Милиция решает
стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными
органами[20], общественными
объединениями[21], трудовыми коллективами[22] и гражданами[23]. Статья 4.
Правовая основа деятельности милиции Правовую основу
деятельности милиции составляют Конституция РСФСР, настоящий Закон, другие[24] законы и правовые акты
РСФСР, Конституции, законы и другие правовые акты республик, входящих в
состав РСФСР, акты местных Советов народных депутатов, изданные в пределах их
полномочий. В своей деятельности
милиция руководствуется также законами и иными правовыми актами Союза ССР,
действующими на территории РСФСР в соответствии с законодательством РСФСР. Статья 5.
Деятельность милиции и права граждан[25] Милиция защищает
человека независимо от его гражданства, места жительства, социального,
имущественного и должностного положения, расовой и национальной
принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии,
политических и иных убеждений. Милиции
запрещается[26] прибегать к обращению, унижающему
достоинство[27] человека. Всякое
ограничение граждан[28] в их правах и свободах
милицией допустимо[29] лишь на основаниях и в
порядке, прямо предусмотренных законом. Сотрудник милиции
во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему
основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его
права и обязанности. Милиция
предоставляет возможность задержанным[30] лицам реализовать
установленное законом право на юридическую помощь; сообщает по их просьбе (а
в случае задержания несовершеннолетних - в обязательном порядке) о задержании
их родственникам, администрации по месту работы или учёбы; при необходимости
принимает меры к оказанию им доврачебной помощи, а также к устранению
опасности чьей-либо жизни, здоровью или имуществу, возникшей в результате
задержания[31] указанных лиц. Милиция не
имеет права[32] разглашать сведения,
относящиеся к личной жизни гражданина, порочащие его честь и достоинство или
могущие повредить его законным интересам, если исполнение обязанностей или правосудие
не требуют[33] иного. Статья 6.
Привлечение к выполнению задач милиции других сотрудников органов внутренних
дел Сотрудники
системы Министерства внутренних дел РСФСР, не являющиеся сотрудниками
милиции, могут привлекаться к выполнению задач милиции с момента и в порядке,
определяемых министром внутренних дел РСФСР. В этом случае на них
распространяются обязанности[34] и права[35], гарантии правовой и
социальной защищённости, а также ответственность[36], предусмотренные для
сотрудников милиции. Раздел II. ОРГАНИЗАЦИЯ МИЛИЦИИ В РСФСР Статья 7.
Система милиции и её подчинённость Милиция в РСФСР
подразделяется на криминальную милицию[37] и милицию общественной
безопасности[38] (местную милицию). В своей
деятельности милиция подчиняется[39] Министерству внутренних дел
РСФСР, министерствам внутренних дел входящих в РСФСР республик, а милиция
общественной безопасности (местная милиция), кроме того, соответствующим[40] Советам народных
депутатов[41] и их исполнительным
комитетам[42]. Министр
внутренних дел РСФСР осуществляет руководство всей милицией республики[43]. Руководство
милицией в республиках, входящих в состав РСФСР, осуществляют министры
внутренних дел этих республик, назначаемые[44] и освобождаемые от
должности Верховными Советами республик по согласованию с министром внутренних
дел РСФСР. В краях,
областях, автономных областях и округах, в городах Москве и Ленинграде
милицией руководят начальники управлений (главных управлений) внутренних дел
исполнительных комитетов Советов народных депутатов краев, областей,
автономных областей и округов, городов Москвы И Ленинграда, назначаемые
министром внутренних дел РСФСР по согласованию[45] с исполнительными
комитетами[46] соответствующих Советов
народных депутатов с последующим утверждением на сессии этих Советов. В районах,
городах, районах городов милицией руководят начальники отделов (управлений)
внутренних дел исполнительных комитетов районных, городских, районных в
городах Советов народных депутатов, назначаемые министрами внутренних дел[47] республик, входящих в
состав РСФСР, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел
краев, областей, автономных областей и округов, городов Москвы и Ленинграда
по согласованию с исполнительными комитетами соответствующих[48] Советов народных
депутатов с последующим утверждением на сессии[49] этих Советов. На
железнодорожном, водном и воздушном транспорте руководство милицией
осуществляют соответствующие[50] начальники управлений и
отделов внутренних дел на транспорте МВД РСФСР. Статья 8.
Криминальная милиция[51] Основными задачами
криминальной милиции являются предупреждение, пресечение и раскрытие
преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного
следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от
органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного
наказания, без вести пропавших и иных[52] лиц в случаях,
предусмотренных[53] законодательством. В состав
криминальной милиции входят оперативно - розыскные, научно - технические и
иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач и
оказания помощи милиции общественной безопасности (местной милиции). Численность криминальной милиции
устанавливается Советом Министров[54] РСФСР. Создание,
реорганизация и ликвидация подразделений криминальной милиции осуществляются
в порядке[55], определяемом Советом
Министров[56] РСФСР. Начальники
криминальной милиции республик, входящих в РСФСР, краев, областей, автономных
областей и округов, городов Москвы и Ленинграда назначаются на должность и
освобождаются от нее министром внутренних дел РСФСР и являются по должности
заместителями соответствующих[57] министров внутренних дел
республик или начальников органов внутренних дел. Начальники
криминальной милиции районов, городов, районов в городах назначаются на
должность и освобождаются от неё министрами внутренних дел входящих в РСФСР
республик, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел краёв,
областей, автономных областей и округов, городов Москвы и Ленинграда и
являются по должности заместителями начальников соответствующих[58] органов внутренних дел. Начальники иных
подразделений криминальной милиции назначаются на должность и освобождаются
от должности в порядке[59], определяемом министром
внутренних дел РСФСР. Статья 9.
Милиция общественной безопасности (местная милиция)[60] Основными[61] задачами милиции
общественной безопасности (местной милиции) являются обеспечение личной
безопасности граждан[62], охрана общественного
порядка и обеспечение общественной безопасности[63], предупреждение и
пресечение[64] преступлений и
административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых
производство предварительного следствия не обязательно[65], а также оказание в
пределах[66] компетенции милиции
помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям
и общественным объединениям. В состав милиции общественной безопасности (местной
милиции) входят дежурные части, подразделения патрульно - постовой службы,
государственной автомобильной инспекции, охраны объектов по договорам,
участковые инспектора милиции, изоляторы для временного содержания
задержанных и заключённых под стражу лиц и[67] иные[68] подразделения,
необходимые для решения стоящих перед ней задач. Численность милиции общественной
безопасности (местной милиции), содержащейся[69] за счёт[70] республиканского бюджета
РСФСР, устанавливается Советом Министров РСФСР. Численность милиции общественной
безопасности (местной милиции), содержащейся за счёт бюджетов республик,
входящих в состав РСФСР, и местных бюджетов, устанавливается[71] соответственно Советами
Министров входящих в состав РСФСР республик и исполнительными комитетами
Советов народных депутатов краев, областей, автономных областей и округов,
городов Москвы и Ленинграда. Перечень подразделений милиции общественной
безопасности (местной милиции), содержащихся за счёт указанных[72] бюджетов, определяется
Советом Министров РСФСР. Устанавливаемая их численность не должна быть ниже
нормативов[73], утверждённых
Министерством внутренних дел РСФСР. Верховные Советы
республик, входящих в состав РСФСР, Советы народных депутатов краев,
областей, автономных областей и округов, городов Москвы и Ленинграда,
районов, городов, районов в городах, поселков, сельских населенных пунктов и
иных административно - территориальных единиц, образуемых в соответствии с
законами РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР, вправе за счёт средств
собственных бюджетов устанавливать дополнительную численность[74] подразделений милиции
общественной безопасности (местной милиции). Создание,
реорганизация и ликвидация подразделений милиции общественной безопасности
(местной милиции), содержащихся за счёт[75] республиканского бюджета
РСФСР, осуществляются в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР. Создание,
реорганизация и ликвидация подразделений милиции общественной безопасности
(местной милиции), содержащихся за счёт бюджетов республик, входящих в состав
РСФСР, и местных бюджетов, осуществляются Советами Министров входящих в
состав РСФСР республик и исполнительными комитетами Советов народных
депутатов краев, областей, автономных областей и округов, городов Москвы и Ленинграда
по согласованию с Министерством внутренних дел РСФСР. Создание,
реорганизация и ликвидация подразделений милиции общественной безопасности
(местной милиции) по охране объектов по договорам осуществляются в порядке[76], определяемом министром
внутренних дел РСФСР. Перечень объектов собственности, подлежащих
обязательной[77] охране подразделениями
милиции, устанавливается Советом Министров РСФСР. Начальники
милиции общественной безопасности (местной милиции) районов, городов, районов
в городах, областей, краёв, автономных округов и областей, республик,
входящих в РСФСР, утверждаются в должности и освобождаются от неё
исполнительными комитетами соответствующих Советов народных депутатов и
Советами Министров республик по представлению начальников соответствующих
органов внутренних дел и министров внутренних дел республик и являются по
должности заместителями этих министров или начальников[78]. Начальники
милиции общественной безопасности на транспорте назначаются на должность и
освобождаются от должности в порядке[79], определяемом министром
внутренних дел[80] РСФСР. Раздел III. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА МИЛИЦИИ Статья 10.
Обязанности милиции Милиция в
соответствии с поставленными перед ней задачами обязана[81]: 1) предотвращать
и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять
обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав
принимать меры к устранению данных обстоятельств; 2) оказывать
помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных
правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо
ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни[82]; 3) принимать и
регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о
преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной
или общественной безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренные
законодательством; 4) выявлять и
раскрывать преступления; 5) возбуждать
уголовные дела, производить дознание и осуществлять неотложные следственные
действия; 6) разыскивать
лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия и
суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и
иных[83] в случаях,
предусмотренных законодательством, а также разыскивать похищенное имущество; 7) осуществлять
по подведомственности производство по делам об административных
правонарушениях; 8) обеспечивать
правопорядок[84] на улицах, площадях, в
парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других
общественных местах; 9) регулировать
дорожное движение; контролировать соблюдение установленных правил, нормативов
и стандартов, действующих в сфере безопасности дорожного движения[85]; производить регистрацию
и учёт автомототранспортных средств, а также выдачу удостоверений на право
управления автомототранспортными средствами; 10) выдавать в
соответствии с законодательством разрешения на приобретение, хранение,
ношение и перевозку огнестрельного оружия, боеприпасов
к нему, взрывчатых материалов, а также на открытие и функционирование
объектов, где они обращаются; контролировать соблюдение установленных правил
обращения и функционирования указанных предметов и объектов; 11) охранять на
основе договоров с собственниками принадлежащее им имущество, инспектировать
подразделения охраны предприятий, учреждений и организаций; 12) проводить
экспертизы по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях,
а также научно - технические исследования по материалам оперативно -
розыскной деятельности; 13) принимать при
авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных
событиях неотложные меры по спасению людей и оказанию им первой медицинской
помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра; участвовать в
соответствии с законом в обеспечении правового режима чрезвычайного или
военного положения в случае их введения на территории РСФСР или в отдельных
местностях, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и
эпизоотий; 14) исполнять в
пределах своей компетенции определения судов, постановления судей, письменные
поручения прокурора, следователя о приводе лиц, уклоняющихся от явки по
вызову, о заключении под стражу, производстве розыскных, следственных и иных
предусмотренных законом действий, оказывать им содействие в производстве
отдельных процессуальных действий; 15) исполнять
определения (постановления) суда (судьи) об административном аресте; 16) охранять,
конвоировать и содержать задержанных и лиц, заключённых под стражу; 17)
контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами установленных правил
паспортной системы, а также соблюдение иностранными гражданами и лицами без
гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и
транзитного проезда через территорию РСФСР; 18)
контролировать в пределах своей компетенции соблюдение лицами, освобождёнными
из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом
ограничений; участвовать в предусмотренных законом случаях и порядке в
контроле за поведением лиц, условно осуждённых к лишению свободы с
обязательным привлечением к труду, лиц, условно освобождённых из мест лишения
свободы с обязательным привлечением к труду, а также лиц, осуждённых к
лишению свободы, в отношении которых исполнение приговора отсрочено; 19) выдавать в
соответствии с законодательством разрешения на создание негосударственных
детективных служб, контролировать соблюдение ими установленных законом
положений о деятельности этих служб; 20) принимать
неотложные меры по обеспечению сохранности бесхозяйного имущества и кладов до
передачи их в ведение соответствующих государственных органов и должностных
лиц; 21) обеспечивать
сохранность найденных и сданных в милицию документов, вещей, ценностей и
другого имущества, принимать меры по их возврату законным владельцам либо по
реализации в установленном порядке; 22) осуществлять
привод в учреждения здравоохранения по их представлениям, санкционированным
прокурором, уклоняющихся от явки по вызову лиц, которые страдают хроническим
алкоголизмом, наркоманией, венерическими заболеваниями или заражены вирусом
иммунодефицита человека; 23) помогать в
пределах предоставленных прав[86] народным депутатам,
кандидатам в народные депутаты, должностным лицам государственных органов и
учреждений, а также представителям общественных объединений в осуществлении
их законной деятельности, если им оказывается противодействие[87] или угрожает опасность; 24) принимать
предусмотренные законом меры по охране потерпевших, свидетелей и других[88] участников уголовного
процесса, а также членов их семей и близких[89], если здоровье, жизнь или
имущество данных лиц находятся в опасности. Милиции для
выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право[90]: 1) требовать от
граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного
правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий
милиции, законной деятельности народных депутатов, кандидатов в народные
депутаты, представителей государственных органов, учреждений и общественных
объединений; 2) проверять у
граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются
достаточные основания подозревать их в совершении преступления или
административного правонарушения; 3) вызывать
граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве
милиции; подвергать приводу в случаях и в порядке, предусмотренном уголовно -
процессуальным законодательством и законодательством об административных
правонарушениях, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных
причин от явки по вызову; 4) получать от
граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки,
документы и копии с них; 5) составлять
протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное
задержание и применять другие предусмотренные законодательством об
административных правонарушениях меры; 6) производить в
предусмотренных законом случаях и порядке уголовно - процессуальные действия; 7) задерживать и
содержать под стражей в соответствии с законом лиц, подозреваемых в
совершении преступления, а также лиц, в отношении которых мерой пресечения
избрано заключение под стражу; 8) задерживать и
содержать в милиции на основаниях и в порядке, предусмотренных
законодательством, лиц, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания и
административного ареста, для последующей передачи их соответствующим органам
и учреждениям; 9) задерживать и
доставлять в специальные учреждения лиц, уклоняющихся от прохождения
назначенных им в установленном законом порядке принудительных мер
медицинского и воспитательного характера; 10) задерживать и
доставлять в приемники - распределители лиц в случаях и порядке,
предусмотренных законом; 11) доставлять в
медицинские учреждения либо в дежурные части милиции и содержать в них до
вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и
утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в
окружающей обстановке, либо могущих причинить вред окружающим или себе, а
находящихся в жилище - по письменному заявлению проживающих там граждан, если
есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность
для их здоровья, жизни и имущества; 12) задерживать
военнослужащих, подозреваемых в совершении преступления или административного
правонарушения, до передачи их военным патрулям, военному коменданту,
командирам воинских частей или военным комиссарам; 13) вносить в
соответствии с законом в государственные органы, на предприятия, в
учреждения, организации и общественные объединения обязательные для
рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств, способствующих
совершению правонарушений; 14) осуществлять
предусмотренные законодательством учеты лиц, предметов и фактов и
использовать данные этих учетов; 15) производить
регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку,
дактилоскопирование лиц, заключенных под стражу, задержанных по подозрению в
совершении преступления или занятии бродяжничеством, обвиняемых в совершении
умышленных преступлений, подвергнутых административному аресту, а также лиц,
подозреваемых в совершении административного правонарушения при невозможности
установления их личности; 16) осуществлять
в соответствии с законодательством оперативно - розыскные меры; 17) применять
предусмотренные законом меры по контролю за лицами, освобожденными из мест
лишения свободы, условно осужденными к лишению свободы с обязательным
привлечением к труду и условно освобожденными из мест лишения свободы с
обязательным привлечением к труду, а также осужденными к лишению свободы, в
отношении которых исполнение приговора отсрочено; 18) входить беспрепятственно
в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на
территорию и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями,
организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в
совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что
там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а
также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности
при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и
массовых беспорядках. О всех случаях
проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция
уведомляет прокурора в течение 24 часов[91]; 19) проводить в
установленном законом порядке освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении
преступления или административного правонарушения, для определения наличия в
организме алкоголя или наркотических средств либо направлять или доставлять
данных лиц в медицинское учреждение, если результат освидетельствования
необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или
объективного рассмотрения дела о правонарушении; 20) производить
по решению начальника органа милиции или его заместителя оцепление (блокирование)
участков местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий,
катастроф, проведении карантинных мероприятий в случае эпидемий или
эпизоотий, пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих
работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций, а также при
розыске совершивших побег осужденных и лиц, заключенных под стражу,
преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, осуществляя при
необходимости досмотр транспортных средств. При этом милицией
принимаются меры к обеспечению нормальной жизнедеятельности населения и
функционирования народного хозяйства в данной местности; 21) производить в
соответствии с законодательством досмотр ручной клади и багажа
пассажиров гражданских воздушных судов, а при необходимости - и личный
досмотр пассажиров; 22) временно
ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и
дорогах, а также не допускать граждан на отдельные участки местности и
объекты, обязывать их остаться там или покинуть эти участки и объекты в целях
защиты здоровья, жизни и имущества граждан, проведения следственных и
розыскных действий; 23) запрещать
эксплуатацию транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает
установленным требованиям, останавливать транспортные средства и проверять
документы на право пользования и управления ими, а также документы на
транспортное средство и перевозимый груз; осуществлять с участием водителей
или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов;
производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются
в противоправных целях; отстранять от управления транспортными средствами
лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они
находятся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на право
управления или пользования транспортным средством; ограничивать или запрещать
проведение ремонтно - строительных и других работ на улицах и дорогах, если
не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности; 24) осматривать
места хранения и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и
взрывчатых материалов, а также объекты, где они обращаются; при выявлении
нарушений установленных правил давать обязательные предписания гражданам и
должностным лицам об устранении этих нарушений, изымать указанные предметы,
запрещать деятельность соответствующих объектов, аннулировать выданные
разрешения и применять иные меры, предусмотренные законодательством; 25) при наличии
данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении
законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную,
предпринимательскую и торговую деятельность: беспрепятственно входить в
помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями независимо
от подчиненности и форм собственности (кроме иностранных дипломатических
представительств), в производственные помещения, используемые гражданами для
занятия индивидуальной и иной трудовой деятельностью и другими видами
предпринимательства; проводить с участием собственника имущества либо его
представителей или уполномоченных им лиц осмотр производственных, складских,
торговых и иных служебных помещений, транспортных средств, других мест
хранения и использования имущества; изымать необходимые документы на
материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции, а
также образцы сырья и продукции; опечатывать кассы, помещения и места
хранения документов, денег и товарно - материальных ценностей; проводить
контрольные закупки; требовать обязательного проведения проверок,
инвентаризаций и ревизий производственной и финансово - хозяйственной
деятельности предприятий, учреждений и организаций; получать от их
должностных и материально - ответственных лиц сведения и объяснения по фактам
нарушения законодательства; 26) аннулировать
при выявлении нарушений установленных правил деятельности негосударственными
детективными службами разрешения на их создание и применять другие
предусмотренные законом меры; 27) изымать у
граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи,
предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан
без специального разрешения, хранить бесхозяйное имущество и в установленном
порядке решать вопрос об их дальнейшей принадлежности; 28) использовать
транспортные средства предприятий, учреждений, организаций, общественных
объединений или граждан, кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и
иным представительствам иностранных государств, международным организациям и
транспортных средств специального назначения, для проезда к месту стихийного
бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной
медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и
доставления их в милицию, а также для транспортировки поврежденных при
авариях транспортных средств и проезда к месту происшествия или сбора личного
состава милиции по тревоге в случаях, не терпящих отлагательства, с
отстранением при необходимости водителей от управления этими средствами; 29) пользоваться
беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими
предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям и
гражданам; 30) получать
безвозмездно от предприятий, организаций, учреждений и граждан информацию, за
исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения
соответствующей информации; 31) использовать
безвозмездно возможности средств массовой информации для установления
обстоятельств преступлений, а также лиц, их совершивших, для розыска лиц,
скрывшихся от дознания, следствия и суда, и лиц, без вести пропавших; 32) привлекать
граждан с их согласия к сотрудничеству; объявлять о назначении вознаграждения
за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и
выплачивать его гражданам и организациям; поощрять граждан, оказавших помощь
милиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей. Раздел IV. ПРИМЕНЕНИЕ МИЛИЦИЕЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО
ОРУЖИЯ Статья 12.
Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и
огнестрельного оружия Милиция имеет
право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие
только в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом. Сотрудники
милиции обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую
проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической
силы, специальных средств и огнестрельного оружия. При применении
физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник
милиции обязан: предупредить о
намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения
требований сотрудника милиции, за исключением тех случаев, когда промедление
в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия
создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников
милиции, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение
в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным; стремиться в
зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его
совершивших, и силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб,
причиняемый при этом, был минимальным; обеспечить лицам,
получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной помощи и
уведомление в возможно короткий срок их родственников; уведомить
прокурора о всех случаях смерти или ранения. Применение
физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия с превышением
полномочий влечет за собой ответственность, установленную законом. Статья 13.
Применение физической силы Сотрудники милиции
имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для
пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их
совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если
ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию
обязанностей. Статья 14.
Применение специальных средств Сотрудники
милиции имеют право применять специальные средства, имеющиеся на вооружении
милиции, в следующих случаях: 1) для отражения
нападения на граждан и сотрудников милиции; 2) для пресечения
оказываемого сотруднику милиции сопротивления; 3) для задержания
лица, застигнутого при совершении преступления против жизни, здоровья или
собственности и пытающегося скрыться; 4) для задержания
лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они
намерены оказать вооруженное сопротивление; 5) для
доставления задерживаемых лиц в милицию, конвоирования и охраны задержанных,
а также лиц, подвергнутых административному аресту и заключенных под стражу,
когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег
либо причинить вред окружающим или себе или оказывают противодействие
сотруднику милиции; 6) для
освобождения захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств
и земельных участков; 7) для пресечения
массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта,
связи, предприятий, учреждений и организаций; 8) для остановки
транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника милиции
остановиться; 9) для выявления
лиц, совершивших преступления. В качестве
специальных средств могут применяться: резиновые палки -
в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 7 части I настоящей статьи; слезоточивый газ
- в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 4, 6, 7 части I настоящей статьи; наручники - в
случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части I настоящей статьи. При
отсутствии наручников сотрудник милиции вправе использовать подручные
средства связывания; светозвуковые
средства отвлекающего воздействия - в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4,
6, 7 части I настоящей статьи; средства
разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 6 части I
настоящей статьи; средства
принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктом 8
части I настоящей статьи; водометы и
бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами 4, 6, 7 части I настоящей
статьи, и только по указанию начальника органа милиции или его заместителя с
последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента применения; специальные
окрашивающие средства - в случаях, предусмотренных пунктом 9 части I
настоящей статьи. На объектах собственности специальные окрашивающиеся
средства устанавливаются с согласия собственника или уполномоченного им лица; служебные собаки
- в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9 части I настоящей
статьи. Все виды
специальных средств, кроме того, могут применяться в случаях, предусмотренных
частью I статьи 15 настоящего Закона. Запрещается
применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками
беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме
случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо
иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, а также при пресечении
незаконных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций
ненасильственного характера, которые не нарушают работу транспорта, связи,
предприятий, учреждений и организаций. В состоянии
необходимой обороны или крайней необходимости сотрудник милиции при
отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать
любые подручные средства. Полный перечень
специальных средств, состоящих на вооружении милиции, а также правила их
применения устанавливаются Советом Министров РСФСР. При этом запрещается
вооружение милиции специальными средствами, которые наносят чрезмерно тяжелые
ранения или служат источником неоправданного риска. Статья 15.
Применение и использование огнестрельного оружия Сотрудники
милиции имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях: 1) для защиты
граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья; 2) для отражения
нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности,
а также для пресечения попытки завладения его оружием; 3) для
освобождения заложников; 4) для задержания
лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья
и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего
вооруженное сопротивление; 5) для отражения
группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения
государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и
организаций; 6) для пресечения
побега из-под стражи: лиц, задержанных по подозрению в совершении
преступления; лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение
под стражу; лиц, осужденных к лишению свободы; а также для пресечения попыток
насильственного освобождения этих лиц. Сотрудники
милиции имеют право, кроме того, использовать огнестрельное оружие в
следующих случаях: 1) для остановки
транспортного средства путем его повреждения, если водитель создает реальную
опасность жизни и здоровью людей и отказывается остановиться, несмотря на
неоднократные требования сотрудника милиции; 2) для защиты
граждан от угрозы нападения опасных животных; 3) для
предупреждения о намерении применить оружие, подачи сигнала тревоги или
вызова помощи. Запрещается
применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками
инвалидности и несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен
сотруднику милиции, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления,
совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни людей, а
также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать
посторонние лица. О каждом случае
применения огнестрельного оружия сотрудник милиции в течение 24 часов с
момента его применения обязан представить рапорт начальнику органа милиции по
месту своей службы или по месту применения огнестрельного оружия. Перечень видов
огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, состоящих на вооружении милиции,
утверждается Советом Министров РСФСР. Запрещается
принимать на вооружение огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, которые
наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска. Статья 16.
Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника милиции Сотрудник милиции
имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если
считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть предусмотренные
статьей 15 настоящего Закона основания для его применения. Попытки лица,
задерживаемого сотрудником милиции с обнаженным огнестрельным оружием,
приблизиться к нему, сократив при этом указанное им расстояние, или
прикоснуться к его оружию предоставляют сотруднику милиции право применить
огнестрельное оружие в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 15
настоящего Закона. Раздел V. СЛУЖБА В МИЛИЦИИ Статья 17.
Сотрудник милиции Сотрудником милиции
является лицо, занимающее должность в милиции, которому в установленном
порядке присвоено специальное звание. Перечень специальных званий сотрудников
милиции и порядок их присвоения определяются Верховным Советом РСФСР. Сотрудникам
милиции в подтверждение их полномочий выдаются служебное удостоверение и
жетон установленного образца. Сотрудник милиции
имеет право на постоянное хранение и ношение табельного огнестрельного оружия
и специальных средств после прохождения соответствующей подготовки. Сотрудники
милиции имеют единую форму одежды, образцы которой утверждаются Советом
Министров РСФСР. По решению
органов власти входящих в состав РСФСР республик и местных органов власти
форменная одежда милиции общественной безопасности (местной милиции) может
иметь отличительную нагрудную и нарукавную символику. Статья 18.
Служебные обязанности и права сотрудника милиции Сотрудник милиции
выполняет обязанности и пользуется правами милиции, предусмотренными
настоящим Законом, в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой
должностью. Сотрудник милиции
на территории РСФСР независимо от занимаемой должности, места нахождения и
времени обязан: - оказывать
помощь, в том числе первую доврачебную, гражданам, пострадавшим от
преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также
находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни; - в случае
обращения к нему граждан с заявлениями о событиях, угрожающих личной или
общественной безопасности, либо в случае непосредственного обнаружения
сотрудником милиции таких событий принять меры к спасению людей,
предотвращению и пресечению правонарушения, задержанию лица по подозрению в
его совершении, охране места происшествия и сообщить об этом в ближайшее
подразделение милиции. Для выполнения служебных
обязанностей, установленных частью 2 настоящей статьи, сотрудник милиции
может использовать права милиции, предусмотренные настоящим Законом. Статья 19. Прием
и увольнение сотрудников милиции На службу в
милицию имеют право поступить граждане РСФСР не моложе 18 лет и не старше 35
лет, независимо от национальности, пола, социального положения, отношения к
религии, убеждений, членства в общественных объединениях, имеющие образование
не ниже среднего, способные по своим личным и деловым качествам, физической
подготовке и состоянию здоровья выполнять возложенные на милицию обязанности. Не могут быть
приняты на службу в милицию граждане, имеющие либо имевшие судимость. Замещение
вакантных должностей в милиции осуществляется путем заключения индивидуальных
контрактов. Для поступающего
в милицию устанавливается испытательный срок от трех месяцев до одного года в
зависимости от уровня подготовки и должности, на которую он поступает. Военнообязанные,
принятые на службу в милицию, в том числе слушатели и курсанты учебных
заведений МВД РСФСР, готовящих кадры для милиции, снимаются с воинского учета
и состоят на учете в Министерстве внутренних дел РСФСР. Сотрудники
милиции принимают присягу, текст которой утверждается Верховным Советом
РСФСР. Сотрудник милиции
может быть уволен со службы по следующим основаниям: - по достижении
предельного возраста, установленного Положением о службе в органах внутренних
дел; - по выслуге
срока службы, дающего право на пенсию; - по окончании
срока службы, предусмотренного контрактом; - по окончании
испытательного срока либо до его окончания в случаях обнаружившейся
непригодности к службе; - в связи с
нарушением условий контракта; - по состоянию
здоровья, препятствующему прохождению службы; - по служебному
несоответствию; - за грубое либо
систематическое нарушение дисциплины; - по сокращению
штатов; - по собственному
желанию, а также по другим предусмотренным законом основаниям. Увольнение
сотрудника милиции в связи с совершением преступления допустимо только после
вступления обвинительного приговора в законную силу. Статья 20.
Прохождение службы в милиции Порядок и иные
условия службы в милиции регулируются Положением о службе в органах
внутренних дел, утверждаемым Верховным Советом РСФСР. Назначение на
должность, продвижение и перемещение по службе в милиции осуществляются
независимо от национальности сотрудника, его социального положения, отношения
к религии, убеждений, членства в общественных объединениях. Для сотрудников
милиции устанавливается общая продолжительность рабочего времени не более 41
часа в неделю. При необходимости сотрудники милиции могут быть привлечены к
выполнению служебных обязанностей сверх установленного времени, а также в
ночное время, в выходные и праздничные дни. Сотруднику
милиции предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30
суток с предоставлением времени, необходимого для проезда к месту проведения
отпуска и обратно. Дополнительный
оплачиваемый отпуск сотруднику милиции предоставляется: - после 10 лет
службы - продолжительностью 5 суток; - после 15 лет
службы - продолжительностью 10 суток; - после 20 лет
службы - продолжительностью 15 суток. Сотрудникам
милиции, проходящим службу в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими
условиями, очередной отпуск предоставляется продолжительностью 45 суток,
независимо от стажа службы. В милиции не
допускается создание и деятельность политических партий и их организаций.
Сотрудники милиции не могут быть ограничены в своей служебной деятельности
решениями политических партий и массовых общественных движений, преследующих
политические цели. Сотрудникам
милиции запрещается заниматься любыми видами предпринимательской
деятельности, работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и
организациях, но данный запрет не распространяется на творческую, научную и
преподавательскую деятельность. Направление
сотрудников милиции РСФСР в целях обеспечения правопорядка на территории
других союзных республик может быть осуществлено лишь на строго добровольной
основе и в порядке, определяемом соглашениями между правительством РСФСР и
правительством соответствующей союзной республики. Статья 21.
Подготовка сотрудников милиции Лица, принимаемые
на службу в милицию, в обязательном порядке проходят специальное
профессиональное обучение или переподготовку. Профессиональные
кадры сотрудников милиции готовят высшие и средние учебные заведения
Министерства внутренних дел РСФСР, а также учебные заведения других
министерств и ведомств. В учебные
заведения МВД РСФСР, осуществляющие подготовку сотрудников милиции, могут
приниматься лица, не достигшие 18 лет, имеющие среднее образование. Слушатели и
курсанты высших и средних специальных учебных заведений МВД РСФСР,
осуществляющих подготовку сотрудников милиции, а также руководящий и
профессорско - преподавательский состав этих учебных заведений в соответствии
со штатным расписанием, утверждаемым министром внутренних дел РСФСР,
считаются находящимися на службе в милиции. Положение (Устав)
об учебном заведении МВД РСФСР и учебные программы утверждаются в
установленном порядке. Статья 22. Оплата
труда сотрудников милиции Виды и размеры
денежного содержания сотрудников милиции устанавливаются Советом Министров
РСФСР и должны обеспечивать достаточные материальные предпосылки для
комплектования кадров милиции на конкурсной основе, учитывать характер и
условия службы. Верховные Советы
республик, входящих в состав РСФСР, и местные Советы народных депутатов могут
производить дополнительные выплаты сотрудникам милиции сверх установленного
размера денежного содержания. За работу в
ночное время, в выходные и праздничные дни, а также за работу сверх
установленной законом продолжительности рабочего времени сотрудникам милиции
предоставляется компенсация в порядке, установленном законодательством о
труде. Раздел VI. ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ И
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СОТРУДНИКОВ МИЛИЦИИ Статья 23.
Обязательность исполнения законных требований сотрудника милиции Законные
требования сотрудника милиции обязательны для исполнения гражданами и
должностными лицами. Невыполнение
законных требований сотрудника милиции и действия, препятствующие выполнению
возложенных на него обязанностей, влекут за собой ответственность в
установленном законом порядке. Сотрудники
милиции не несут ответственности за моральный, материальный и физический
вред, причиненный правонарушителю применением в предусмотренных настоящим
Законом случаях физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия,
если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия. Статья 24.
Необходимая оборона и крайняя необходимость применительно к деятельности
сотрудника милиции На деятельность
сотрудника милиции распространяются положения о необходимой обороне и крайней
необходимости, установленные законодательством. Статья 25.
Недопустимость вмешательства в деятельность сотрудника милиции Сотрудник милиции
при выполнении возложенных на него обязанностей подчиняется только
непосредственному и прямым начальникам. Никто другой не
вправе вмешиваться в законную деятельность сотрудника милиции, кроме лиц,
прямо уполномоченных на то законом. Никто не имеет права понуждать сотрудника
милиции выполнять обязанности, которые настоящим Законом на милицию не
возложены. При получении
приказа или указаний, явно противоречащих закону, сотрудник милиции обязан
руководствоваться законом. Статья 26.
Показания сотрудника милиции Показания
сотрудника милиции по делу о преступлении или административном правонарушении
оцениваются наравне с иными доказательствами, полученными в установленном законом
порядке. Статья 27. Право
сотрудника милиции на судебную защиту при увольнении Сотрудник милиции
имеет право на обжалование в суд приказа об увольнении из милиции. Статья 28. Право сотрудников
милиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) Сотрудники
милиции в целях защиты своих профессиональных, социально - экономических и
иных прав и интересов вправе объединяться или вступать в профессиональные
союзы (ассоциации). Порядок образования и компетенция профессиональных союзов
(ассоциаций) сотрудников милиции определяются законодательством РСФСР. Прекращение
работы сотрудником милиции как средство разрешения коллективного трудового
спора запрещается. Статья 29.
Государственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели или увечья
сотрудника милиции Все сотрудники
милиции подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет
средств соответствующих бюджетов, а также средств, поступающих в специальные
фонды на основании договоров от министерств, ведомств, предприятий,
учреждений и организаций. В случае гибели
сотрудника милиции в связи с осуществлением служебной деятельности либо его
смерти до истечения одного года после увольнения со службы вследствие ранения
(контузии), заболевания, полученных в период прохождения службы, семье
погибшего (умершего) и его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в
размере десятилетнего денежного содержания погибшего (умершего) из средств
соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц. При получении
сотрудником милиции в связи с осуществлением служебной деятельности телесных
повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы,
ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного
содержания из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой
суммы с виновных лиц. В случае
причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с
осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере,
превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в настоящей статье
основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо
средств министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций,
заключивших с милицией договоры. Ущерб,
причиненный имуществу сотрудника милиции или его близким в связи со служебной
деятельностью сотрудника милиции, возмещается в полном объеме из средств
соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц. Статья 30.
Обеспечение сотрудников милиции жилой площадью Лицам, принятым
на службу в милицию, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по
установленным законодательством нормам предоставляется местными Советами
народных депутатов, соответствующими министерствами, ведомствами,
предприятиями, учреждениями и организациями в первоочередном порядке, а
участковым инспекторам милиции - не позднее шести месяцев с момента
вступления в должность. Милиция может
иметь служебный жилой фонд, формируемый в порядке, установленном Советом
Министров РСФСР. Сотрудникам
милиции предоставляется скидка в оплате жилой площади, коммунальных услуг, а
также топлива. Участковые
инспектора милиции, работающие в сельской местности и в поселках городского
типа, и члены их семей, проживающие с ними, бесплатно обеспечиваются местными
Советами народных депутатов жильем с отоплением и освещением в соответствии с
установленными нормами. Сотрудникам
милиции на транспорте жилье в первоочередном порядке предоставляется
соответствующими транспортными министерствами и предприятиями,
осуществляющими свою деятельность на территории РСФСР. Сотрудники
милиции имеют право на получение беспроцентных ссуд на индивидуальное и
кооперативное жилищное строительство с рассрочкой на 20 лет и погашением 50
процентов предоставленной ссуды за счет средств соответствующих бюджетов. Местные Советы
народных депутатов могут продавать на льготных условиях жилье сотрудникам
милиции в собственность за 50 процентов его стоимости. За сотрудниками,
прослужившими в милиции не менее 20 лет, после увольнения в запас или
отставку сохраняется право на льготную покупку жилья и оплату жилых
помещений. В случае гибели
сотрудника милиции в связи с осуществлением служебной деятельности за семьей
погибшего сохраняется право на получение жилой площади на тех основаниях,
которые имелись при постановке на учет, жилая площадь предоставляется не
позднее одного года со дня гибели сотрудника милиции. Статья 31.
Обеспечение сотрудника милиции телефоном и предоставление мест в детских дошкольных
учреждениях Сотрудникам
криминальной милиции, а также других служб милиции, определяемым местными
Советами народных депутатов, квартирные телефоны устанавливаются в течение
года со дня подачи заявления. Места в детские
дошкольные учреждения детям сотрудников милиции предоставляются местными
Советами народных депутатов, соответствующими министерствами, ведомствами,
предприятиями, организациями и учреждениями в течение трех месяцев со дня
подачи заявления. Статья 32.
Бесплатный проезд сотрудника милиции Сотрудники
милиции на всей территории РСФСР бесплатно пользуются всеми видами
общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме
такси), а также попутным транспортом - в сельской местности. Сотрудники
милиции, несущие службу на транспорте, кроме того, имеют право бесплатного
проезда в поездах, на речных и морских судах в пределах обслуживаемых
участков. Сотрудникам
милиции, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается
денежная компенсация в установленных размерах. Статья 33. Права
сотрудника милиции при нахождении в командировке Сотрудник
милиции, направленный в служебную командировку, пользуется правом на
приобретение вне очереди проездных документов на все виды транспорта и размещение
в гостинице по служебному командировочному удостоверению. Статья 34.
Ответственность за несоблюдение гарантий правовой и социальной защиты
сотрудника милиции В случае
несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты сотрудника милиции,
предусмотренных настоящим Законом, виновные в этом должностные лица несут
ответственность, установленную законодательством РСФСР. Правительства
РСФСР и входящих в РСФСР республик, местные Советы народных депутатов могут
устанавливать и иные, не предусмотренные настоящим Законом, гарантии
социальной защиты сотрудников милиции. Раздел VII. ФИНАНСИРОВАНИЕ И
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МИЛИЦИИ Статья 35.
Финансирование милиции Финансирование
милиции осуществляется из республиканского бюджета РСФСР, бюджетов республик,
входящих в состав РСФСР, и местных бюджетов, из средств, поступающих от
министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций на основе
заключенных в установленном порядке договоров, а также из внебюджетных
целевых фондов и иных поступлений в соответствии с законами РСФСР и входящих
в состав РСФСР республик. За счет средств
бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, и местных бюджетов содержатся
подразделения милиции общественной безопасности (местной милиции), перечень
которых определяется Советом Министров РСФСР. Верховные Советы
республик, входящих в состав РСФСР, Советы народных депутатов краев,
областей, автономных областей и округов, городов Москвы и Ленинграда,
районов, иных городов, районов в городах, поселков, сельских населенных
пунктов и других административно - территориальных единиц, образуемых в
соответствии с законами РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР, вправе
самостоятельно увеличивать в пределах имеющихся в их распоряжении средств
расходы на содержание милиции. Подразделения
милиции, осуществляющие охрану объектов по договорам, содержатся за счет
средств, поступающих на основе договоров. Подразделения
милиции на транспорте содержатся за счет средств республиканского бюджета
РСФСР. Внебюджетные
средства используются для улучшения материально - технического и социального
обеспечения милиции, стимулирования труда сотрудников милиции. Статья 36.
Материально - техническое обеспечение милиции Материально -
техническое обеспечение милиции осуществляется за счет средств, выделяемых на
финансирование подразделений милиции. Порядок и нормы
материально - технического обеспечения милиции устанавливаются Советом
Министров РСФСР по предложению Министерства внутренних дел РСФСР. Милиция вправе
принимать во владение и пользование от государственных предприятий,
организаций, учреждений и иных собственников транспортные средства и другую
технику, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей. Местные Советы
народных депутатов предоставляют милиции служебные помещения, а участковым
инспекторам милиции - помещения для работы, оборудованные мебелью и
средствами связи. Служебные
помещения подразделениям милиции, содержащимся за счет средств, поступающих
на основании договоров, предоставляют соответствующие министерства, ведомства,
предприятия, организации и учреждения. Милиции на
транспорте служебные помещения, оборудование и средства связи бесплатно
предоставляют соответствующие транспортные министерства и предприятия,
осуществляющие свою деятельность на территории РСФСР. Советы народных
депутатов, министерства, ведомства, предприятия, организации и учреждения
обеспечивают техническую эксплуатацию, в том числе отопление и освещение,
предоставляемых милиции служебных помещений и их капитальный ремонт. Снабжение милиции
форменной одеждой, оружием, боеприпасами, специальными средствами и техникой
осуществляется через МВД РСФСР по установленным нормам. Раздел VIII. ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ И
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИЛИЦИИ Статья 37.
Контроль за деятельностью милиции Контроль за
деятельностью милиции осуществляют министр внутренних дел РСФСР, министры
внутренних дел входящих в РСФСР республик, вышестоящие органы милиции, а за
деятельностью милиции общественной безопасности (местной милиции) - также
соответствующие Советы народных депутатов и их исполнительные комитеты. Советы народных
депутатов осуществляют контроль за работой милиции, не вмешиваясь в ее
уголовно - процессуальную, оперативно - розыскную деятельность и в
производство по делам об административных правонарушениях. Общественный
контроль за деятельностью милиции реализуется на основе договоров,
заключаемых между организациями по социальной защите, коллективами граждан и
органами милиции. Статья 38. Надзор
за законностью деятельности милиции Надзор за законностью
деятельности милиции осуществляют Генеральный прокурор РСФСР и подчиненные
ему прокуроры. Статья 39. Право
обжалования неправомерных действий сотрудников милиции Гражданин,
считающий, что действие либо бездействие сотрудника милиции привело к ущемлению
его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или
бездействие вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или
в суд. Статья 40.
Ответственность сотрудников милиции За противоправные
действия или бездействие сотрудники милиции несут установленную законом
ответственность. Вред, причиненный
гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям сотрудником милиции,
подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Первый заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР Р.И. ХАСБУЛАТОВ Москва, Дом Советов РСФСР. |
18 апреля 1991 года.
N 1026-1
Конец документа. Вернуться к оглавлению \\ перейти в раздел «нормативные
акты»
ã
Фонд гражданских инициатив Ò,
МО МОИП,
1993-2017 \
ã
Маленков С.К., член
международного Союза славянских журналистов, автор комментариев (сносок) к
статьям данного
Закона (и др.), разметки и выделений.
ã Гражданская
инициатива Ò, е-журнал МО МОИП, 1998-2017
Здесь Вы можете выбрать код наших банеров и текстовых ссылок из
расширенного списка
и поставить его на Ваш сайт
Обновление: 01-09-2017fog
[1] Нет списка заключений на проверку соответствия документам ООН (и Декларации Прав человека,
например, моим поправкам-комментариям к ней), иным международным договорам.
[2] Первый "перестроечный", который должен был учесть фактическое развитие самоуправление населения
(в МосСовете с 1990 г. работала уже комиссия "по развитию самоуправления населения", с 1985 г.
регистрировались органы самоуправления (КТОС, СТОС), 6 июля 1991 будет принят уже разработанный
Закон "О местном самоуправлении в РСФСР"
[3] Поскольку аналогичные системы в других государствах имеют иное именование (полиция, жандармерия,
карабинеры, копы), полезно дать толкование отличий именования и связанных с отличием именования.
[4] Полезно дать сведения о единообразии этой службы в Федерации или наличии отличий во входящих в неё
государств. Полезно дать сравнительную таблицу функционала и норм для аналогичных служб
зарубежных стран (для адаптации иностранцев у нас и нас – при выезде за границу.
[5] Большинство граждан не знает, что преступными законодатель считает только уголовно наказуемые
деяния, а наказуемые по ГК и Административному кодексу - иными.
[6] Список противоправных посягательств и статей их наказания полезно давать сразу в приложении, связывая
их взаимными ссылками, чтобы не понуждать каждого пользователя его выуживать, чтобы облегчать
пользование, ускорять следствие и судебный процесс.
[7] Для пределов и условий применения мер принуждения в различных случаях – полезно сделать Таблицу-
приложение.
[8] А что ещё в него входит? Нужна ссылка на Закон о МВД.
[9] Полезно дать группу статей по исполнению поставленной задачи.
[10] Полезно дать группу статей по исполнению поставленной задачи.
[11] Полезно дать группу статей по исполнению поставленной задачи.
[12] Полезно дать группу статей по исполнению поставленной задачи.
[13] Полезно дать группу статей по исполнению поставленной задачи.
[14] В пределах должно быть и своевременное привлечение сил других служб, которые окажут помощь вне
милицейских пределов работы.
[15] Осуществлять законные интересы призваны и администрации, и органы ЖКХ и др. (полезен полный
Перечень). Но пропущена задача
оказание защиты прав от нарушений, восстановление нарушенных
прав.
[16] Тогда должен быть Перечень-приложение этих законов, а добавленные задачи - д.б. внесены в этот пункт!
[17] Тут почему-то перечислены не все принципы прав и свобод по "Декларации прав человека" ООН 1948
года.
[18] "Права Человека" отсутствуют в законах РФ, упоминаются только в "Декларации прав человека" ООН
1948 года, а ранее - в "декларации прав человека и гражданина" Франции 1789 года. В законах СССР и
РСФСР (и др. сов. республик) используется только понятие "право", хотя необходимо отдельно и явно
описывать "права гражданина" (связанные с гражданством), обязанности граждан по отношению к
стране гражданства.
[19] Нужны ссылки на соответствующие статьи Конституции и статьи международных обязательств,
указываемых в Приложении.
[20] Нужен перечень "органов" и перечень правовых актов о взаимодействиях.
[21] Нужен перечень хотя бы ведущих организаций (партийных, профсоюзных, молодёжных, ДОСААФ, ДНД,
ЮДП, спортивных, природоохранных и т.п., перечень правовых актов о взаимодействиях.
[22] Нужен перечень правовых актов о взаимодействиях.
[23] Нужен перечень правовых актов о взаимодействиях.
[24] Нужен их полный и пополняемый перечень. Граждане не должны тратить силы на его поиск. Реально
такого Перечня нет ни в одной публичной библиотеке, как нет публичных правовых библиотек в
органах власти управления.
[25] Неправомерный заголовок, т.к. трактует не только права граждан, но и неграждан.
[26] Отсутствие оговорок в этом же пункте возводит этот запрет в абсолют.
[27] А это всегда возможно? А наручники? А как они используют носимое оружие - дубинки? А машины-
клетки? А холодные камеры? А неудобные сидения при общении с больными, "опорниками"?
[28] И неграждан?
[29]
"Допустимое" ограничение должно быть связано ссылкой с их конкретным
перечнем, с постатейными
нормами применения, и не иметь слова "всякое".
[30] При равноправии и почти поголовной юридической неграмотности, юридическая помощь (адвокат)
должен предоставляться каждому обратившемуся в милицию (и в иной орган власти и управления, орган
защиты).
[31] О необходимости такой помощи надо думать и при обращении незадержанных лиц.
[32] Надо дать Перечень иных прямых запретов работникам милиции. Например, запрет на ложь или подлог.
[33] Тут же дать ссылки на статьи о таких случаях.
[34] Привести перечень статей с перечислением обязанностей.
[35] Привести перечень статей с перечислением прав.
[36] Привести перечень статей с перечислением всех норм и поводов ответственности.
[39] Данный перечень плох при отсутствии структуры подчинённости и описания конкретной степени
подчинения в отдельных вопросах деятельности.
[40] Каких уровней соответствия?
[41] В части установления правовых норм и правил.
[42] В каких вопросах - командирам от министра, а в каких - чиновникам исполнительной власти?
[43] Прямо и по любому вопросу или через посредство промежуточных начальников? А почему не
оговаривается хотя бы уведомление промежуточных начальников о прямых приказах министра их
подчинённым?
[44] Назначениям на должности и снятию с них надо бы выделить отдельный раздел (для описания всех
иерархий). Нужно добавление зависимости назначений от мнения населения об их достоинствах и
недостатках, как при назначении, так и процессе практики их работы.
[45] Должно быть правило исключения из согласования чиновниками, на которых были заявления о
подозрении в правонарушениях или доказанные обвинения, судебные дела.
[46] Необходимо ввести правило опроса и референдума населения по соответствию чиновника или конкурсу
на его замену.
[47] Надо конкретизировать уровни назначений: где - министром, где - начальником управления какого-то
уровня. Многословнее, но более конкретно. Или - схемой назначения.
[48] Все соответствия лучше описать схемой, исключив любую неоднозначность.
[49] Вычислительные центры и сети ЭВМ больших городов в 91 году уже могли бы проводить референдумы
по вопросам назначений.
[50] Нужно в Приложение дать схему или таблицу необходимого соответствия.
[51] Надо разделить на подпункты: задачи, функции, качество работ, состав, численность, используемые
средства, финансирование.
[52] Надо вести пополняемый Перечень в Приложении
[53] Надо вести Перечень предусмотренных случаев.
[54] А где ссылка на механизмы их финансирования бюджетом?
[55] Такой абзац не определяет ни основания, ни объёмы, ни порядок финсирования. Он пустой.
[56] Таким образом эта структура уже не является структурой МВД, а подчинена СовМину!?
[57] Нужна Таблица полного т однозначного соответствия назначений и подчинений.
[58] Нужна Таблица полного т однозначного соответствия назначений и подчинений.
[59] Этот порядок и его изменения должны быть явно заявлены Приложением к закону.
[60] Надо разделить на подпункты: задачи, функции, качество работ, состав, численность, используемые
средства, финансирование.
[61] А неосновными задачами?
[62] А безопасность равноправных неграждан?
[63] А где охрана собственности и режима доступа к охраняемым объектам (включая квартиры, дачи, гаражи)?
[64] Не помешало бы добавить их выявление, розыск.
[65] Нужен их перечень.
[66] Где перечень пределов?
[67] Где место разрешительно-лицензионного отдела по оружию?
[68] Изменение состава и функций, порядка их исполнения должны описываться Приложениями, давая
целостную картину работы милиции.
[69] Тут перемешаны принципы "складчины" бюджетов, дотаций и субвенций на исполнение качества
функций, и содержание контингента, его зависимость и подчинённость.
[70] А где расчёты соотношений бюджетов федеральных, республиканских и местных? Финансироваться
должно качество исполнения определённых функций, а не численность.
[71] Качество исполнения функций должно задаваться гражданами территорий и согласовываться по
финансированию с бюджетами всех уровней (при недостатке местных бюджетов).
[72] Указаны все. Надо давать таблицу решений, соответствие им изменения бюджетов и компенсаций. Для
каждого периода изменений д.б. заказ, качество работ, цена, участники оплаты.
[73] Д.б. заказ,
объёмы и качество работ, цена, участники оплаты, ответственность за
неисполнение или
исполнение службы не должного качества.
[74] Речь должна идти не о "найме числа", а о необходимом числе для исполнения функций определённого
(заданного) качества. если качество службы не соответствует, то числом это не оправдаешь и не
компенсируешь.
[75] Такой абзац не определяет ни основания, ни объёмы, ни порядок финансирования. Он пустой.
[76] Должна быть ссылка на приложение с описанием данного порядка.
[77] Обязательная охрана может организовываться приказами, распоряжениями. что относит их к договорным?
[78] Лучше дать таблицу назначений и подчинений по всей иерархии.
[79] Этот порядок (и все его изменения и обоснования) должен быть приложением к этому закону.
[80] Порядок от министра МВД ещё не означает назначение им же или чинами МВД? А то ведь порядок
может разрешить это делать и министру транспорта, и ещё кому-то?
[81] Плохо, что не выделены общие обязанности милиции и обязанности конкретных её служб.
[82] А привлекать и других специалистов для оказания помощи?
[83] Если уж эти "и иные" "предусмотрены законодательством", то почему не дан их полный перечень, или не
оговорено его изменение (пополнение?) в будущем?
[84] Полезно бы иметь описание правопорядка в этих "общественных местах", ибо часто милиция
бездействует до возникновения драк или краж.
[85] Характерно для специализированных структур ГАИ-ГИБДД, а не для всей милиции "общественной
безопасности". Но и наличие ГИБДД в её составе выше прямо не оговорено!
[86] Пределы прав намного шире возможных услуг по данному пункту. Необходимо дать свой Перечень услуг
помощи.
[87] Противодействие часто оказывается органами власти и управления, но от них милиция (ими назначенная
и оплаченная) - не защищает! Надо чиновное подчинение совместить с зависимостью от народа, от
недопустимости потворства чиновникам и правонарушителям.
[88] Должен быть список, т.к. не упомянуты, например, представители и адвокаты, которых не охраняют.
[89] Кто в списке "близких"? Любовники?
[90] 32 вида права являются всеобщими, без указания чинов и должностей, принадлежности к
специализированным подразделениям? У спец. подразделений есть выделенные права?
[91] А оперативнее недьзя? У них есть теперь рации.